Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Детская школа искусств города Югорска"
Яндекс.Метрика

Старинные танцы в творчестве И.С.Баха

Танцевальная сюита достигла своей вершины в творчестве И.С.Баха. У французских клавесинистов сюита постепенно распадается на отдельные миниатюры. У Баха – стремление развить крупную циклическую форму. Он начинает уже Английские сюиты не с аллеманды,а с прелюдии,фантазии,токкаты, увертюры или симфонии. Эти начальные пьесы нетанцевального характера и заключают в себе контрастные образы.

В общих чертах в пьесах сюиты сохраняется связь с типичными танцевальными формулами, многие пьесы насыщены полифонией. Очень значительны некоторые медленные части, преимущественно сарабанды, лирико-философские центры цикла. Но по своему содержанию сюиты Баха отличаются от современных произведений того времени этого типа большой глубиной и контрастностью образа. Работая над циклами И.С. Баха, следует помнить, что его музыке чужды вялость, размягчённость и сентиментальный оттенок:«…способ извлечения звука должен быть всегда мужественным, крепким и здоровым, даже в piano, которое не должно быть ни расплывчатым, ни беззвучно–шелестящим». (Э. Петри). Ученик должен знать, что такие бы печальные или нежные чувства он обнаружил бы в пьесах И.С. Баха, эти чувства всегда погружены в атмосферу мужественности, а иногда и суровости.

Аллеманда (XVII–XVIIIв.в.) – французско-немецкий танец. Происхождение связано с Германией. За два века танец претерпел изменения. В начале XVII в. в нём отразился характер «приветственной» мызыки, исполнявшейся трубачами при вступлении владетельных князей в город или замок, выдерживался в характере величественного шествия. В середине XVII в. заняла прочное место в сюите, здесь ей свойственны тонкие,изысканные мелодические обороты,степенная манера изложения,умеренный темп, 4-х дольный размер. Часто аллеманда выдерживалась в полифоническом плане, а иногда и содержала элементы разработочного развития.

Куранта– (от фр. «бегущая, текущая»)

Салонный танец XVII – XVIII в.в. Этот танец сменил гальярду,исполняется в оживлённом темпе, со сложными фигурами. К середине XVII в. становится плавным, торжественным танцем,2-х дольный размер заменяется на 3-х дольный ритмический рисунок обретает резко очерченные контуры. Постепенное раздвоение: французский – умеренный темп, торжественно, плавно; итальянская – быстрый темп, моторика.

Сарабанда – танец испанского происхождения возник из похоронного обряда. Во время погребения присутствующие ходили в скорбном молчании вокруг гроба. По-испански sarcabanda  – священный отряд т.е. шествие. В эпоху средневековья сарабанду танцевали только женщины, танец носил страстный характер. В XVI в. испанская церковь сочла танец непристойным и за его исполнение жестоко наказывали. Танец возродился в XVII во Франции,подвергся переработке и приблизился к менуэту. Его танцевали медленно. Величаво. На рубеже XVII – XVIII в.в.в сарабанде ещё более,чем раньше, подчёркиваются черты строгости, часто в музыке проступают настроения скорби, печали. (не случайно,возникло известное выражение «смерть танцует сарабанду»), в творчестве Генделя сарабанда сближается с пассакалией или чаконой.

Жига – танец возник в Западной Европе в XVII – XVIII в.в., произошёл от пляски комического характера, бытовавшей в среде английских матросов. Жига 17-18 в.в. отличается от первоисточника. Устанавливаются специфические «триольные размеры», ускоряется темп,появляется пунктирный ритм, полифонические приёмыизложения.

Бурре – старинный французский, народный танец. Зародился в среде дровосеков,которые исполняли его с тяжёлыми прыжками шутливо, как бы уминая связку валежника (baurre – c фр. «вязанка мелких дров»).В XVII в. бурре – популярный придворный танец. С чётким размером и строгим ритмическим рисунком, с затактом в одну четверть.

Гавот – старинный танец французского происхождения. Зародился в виде хороводного танца, с живой манерой изложения,умеренным темпом, чётким делением на дву-такты. В целом,музыка гавота отличалась светлым, энергичным тонусом, иногда с оттенком величавой торжественности. В XVII в. становится популярным придворным танцем и приобретает черты жеманности.

Менуэт – танец французского происхождения. Исполнялся мелкими шагами, церемонно, с приседаниями в умеренном темпе. В XVIIIв. постепенно ускоряется, появляется манерность.

Чакона – старинный испанский танец, исполнялся в оживлённом темпе с пением и игрой на костаньетах. Перейдя в XVII в. в придворный балет, танец приобрёл медленный темп, церемонный характер. С XVIII в. термин «чакона» стал применяться к нетанцевальным пьесам, выдержанным в форме полифонических вариаций с неизменным басом. Чакона проникнута возвышенно-сосредоточенным,иногда трагическим настроением. В наше время пассакалия применяется с чаконой в одном смысле.

Экоссез – разновидность контрданса – быстрый темп, много эпизодов.

Ригодон – имя получил от фамилии французского танцмейстера Ригода, приспособившего селскую пляску к сцене. Исполняется весело, задорно.

Гальярда – (ит. «бодрая, смелая»). Составляла две части сюиты после паваны, исполнялас весело, оживлённо. В XVII в. стала самостоятельной пьесой, теряет танцевальный характер, темп становится медленным, появляются полифонические приёмы изложения.

Павана – обычно первая часть сюиты, от слова «павлин», исполнялся медленно, величаво.

Паспье – разновидность быстрого менуэта.

Лур – старинный французский танец, исполнялся неспешно, плавно, в сопровождении волынки.